4 ноября вся наша страна отмечает день «Народного Единства».
— 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польских интервентов.
— В народное ополчение вошли крестьяне, поместные люди, казаки, стрельцы, дворяне. Наравне с русскими в войско вошли марийцы, чуваши, коми и другие народы Поволжья и Севера.
— Одним из объяснений того, почему было выбрано такое название, может служить пояснительная записка к проекту закона о введении нового праздника: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения … продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
В России проживают представители более 190 народов и каждый из них вносит уникальный вклад в культуру. Все они обладают своими традициями, которые хранят на протяжении веков. Так как народы в стране не существуют изолированно друг от друга, то их взаимное влияние способствовало созданию многонациональной культуры России. Люди, традиции, таланты – настоящее богатство нашей страны!
С Днём народного единства тесно переплетается тема семьи, семейных ценностей. Семья – это самое дорогое, что есть в жизни каждого человека, это опора и поддержка, это любовь и понимание. А теперь поговорим о семейных традициях нескольких народов нашей страны:
Например, у вепсов до 30-х годов XIX века были распространены большие семьи, включающие 3-4 поколения, это около 30 человек. Главой семьи был дед или отец. После смерти главы семьи власть переходила к брату или старшему сыну. Жена хозяина руководила женщинами, которые были заняты в домашнем хозяйстве. Положение невесток было незавидным. Они должны были во всем подчиняться не только мужу, но и свекру со свекровью. Внебрачный ребенок пользовался в семье такими же правами, что и родившийся в браке, но со стороны соседей, общины, появление такого ребенка осуждалось. В наши дни вепсы живут семьями в 2-3 поколения.
Из поколения в поколение в чеченских семьях передаются общие ценности, объединённые в понятие «Нохчалла». Это такой кодекс чести, обязывающий, например, проявлять уважение к любому человеку; он внушается детям с ранних лет. Национальный характер и традиции», – это неприятие любого принуждения, чеченцы ценят дух свободы. Это и особое почитание женщины, которая видится прежде всего хранительницей домашнего очага. И самым страшным проклятием у этого народа считаются слова «Чтобы огонь погас в твоем очаге!». Чеченец никогда не пустит жену вперед себя, так как ее надо оберегать.
В чувашских семьях в старину говорили, что «хлеба у Бога каждый просит на своем языке». Чуваши миролюбивы и терпимы. Для них очень много значат родственные связи, родню зовут на любое торжество. Как пели в гостевых песнях «Нет никого лучше наших родственников». Свадебные церемонии, отмечается в разделе «Чуваши», до сих пор очень регламентированы. Случайных гостей там не встретишь, только приглашенные родственники. А разводятся чуваши намного реже, чем представители других народов. По традиции в чувашских семьях прививают детям подчеркнутое уважение к родителям, о чем также поется во многих народных песнях.
В жизни кабардинцев важную роль играет «Адыгэ хабзэ» – устоявшийся свод норм и правил поведения. Одно из его главных правил – почитание старейших, старики здесь – самые уважаемые люди, которым оказывают подчеркнутые знаки внимания, им никогда не возражают, а младшие никогда не перебивают старших. Наравне с почитанием старейших в кабардинских семьях очень развито гостеприимство, гостю отводят лучшую комнату в доме, ее украшают оружием, коврами, богатой посудой. И если гостю понравилась какая-то вещь, ее незамедлительно подарят. Также у кабардинцев считается, что свадьба должна быть один раз в жизни. В народе говорят: «Жену творит муж, мужа творит жена» или «Первая жена тебе жена, второй жене – ты жена»…
При создании семьи ханты традиционно придавали понятию «красота» непривычное значение. Для них понятие «красивая женщина» означало «красиво одетая женщина». Если она красиво одета, значит – рукодельница, работящая и неболтливая, так было принято считать в народе. При выборе невесты для сына не обращали внимания на возраст и красоту девушки, а смотрели на ее трудолюбие. Да и сейчас, как говорится в разделе «Ханты», здесь прежде всего обращают внимание на здоровье женщины и умение обращаться с иголкой и лишь в последнюю очередь – на привлекательность. Физической красоте будущего мужа уделяется еще меньше внимания, он оценивается по своему общественному положению, которое опять-таки определяется по одежде.